Настройка robots.txt

Настройка robots.txt

Настройка robots.txt. Почти каждый проект, который приходит к нам на аудит либо продвижение, имеет некорректный файл robots.txt, а часто он вовсе отсутствует. Так происходит, потому что при создании файла все руководствуются своей фантазией, а не правилами. Давайте разберем, как правильно составить этот файл, чтобы поисковые роботы эффективно с ним работали.

Что такое robots.txt

Robots.txt — файл, который говорит поисковой системе, какие разделы и страницы вашего сайта нужно включать в поиск, а какие — нельзя. Ну то есть он говорит не поисковой системе напрямую, а её роботу, который обходит все сайты интернета. Вот что такое роботс. Этот файл всегда создается в универсальном формате .txt, который сможет открыть даже компьютер вашего деда. Читайте еще: Как сканировать QR-код на Андроид.

Основное назначение – контроль за доступом к публикуемой информации. При необходимости определенную информацию можно закрыть для роботов. Стандарт robots был принят в начале 1994 года, но спустя десятилетие продолжает жить.

Использование стандарта осуществляется на добровольной основе владельцами сайтов. Файл должен включать в себя специальные инструкции, на основе которых проводится проверка сайта поисковыми роботами.

Зачем закрывают какие-то страницы? Не проще ли открыть всё?

Зачем закрывают какие-то страницы

Смотрите — у каждого сайта есть свой лимит, который называется краулинговый бюджет. Это максимальное количество страниц одного конкретного сайта, которое может попасть в индекс. То есть, допустим, у какого-нибудь М-Видео краулинговый бюджет может составлять десять миллионов страниц, а у сайта дяди Вани, который вчера решил продавать огурцы через интернет — всего сотню страниц.

Если вы откроете для индексации всё, то в индекс, скорее всего, попадет куча мусора, и с большой вероятностью этот мусор займет в индексе место некоторых нужных страниц. Вот чтобы такой хрени не случилось, и нужен запрет индексации.

Где находится Robots

Robots традиционно загружают в корневой каталог сайта.

Для загрузки текстового файла обычно используется FTP доступ. Некоторые CMS, например WordPress или Joomla, позволяют создавать robots из админпанели.

Для чего нужен этот файл

А вот для чего:

  • запрета на индексацию мусора — страниц и разделов, которые не содержат в себе полезный контент;
  • разрешение индексации нужных страниц и разделов;
  • чтобы давать разные задачи роботам разных поисковиков — то есть, например, Яндексу разрешить индексировать всё, а Рамблеру — ничего;
  • можно также задавать роботам разные категории. Заморочиться например вплоть до того, что Гуглу разрешить индексировать только картинки, а Яху — только карту сайта;
  • чтобы показать через директиву Host Яндексу, какое у сайта главное зеркало;
  • еще некоторые вебмастера запрещают всяким нехорошим парсерам сканировать сайт с помощью этого файла;

То есть большую часть проблем по индексации он решает. Есть конечно помимо роботса еще и такие инструменты, как метатег роботс (не путайте!), заголовок Last-Modified и другие, но это уже для профессионалов и нужны они лишь в особых случаях. Для решения большинства базовых проблем с индексацией хватает манипуляций с роботсом.

Как работают поисковые роботы и как они обрабатывают данный файл

Как работают поисковые роботы и как они обрабатывают данный файл

В большинстве случаев, очень упрощенно, они работают так:

  1. Обходят Интернет;
  2. Проверяют, какие документы разрешено индексировать, а какие запрещено;
  3. Включает разрешенные документы в базу;
  4. Затем уже другие механизмы решают, какие страницы достаточно полезны для включения в индекс.

По-разному ли Яндекс и Google воспринимают этот файл

Многие прописывают для роботов разных поисковиков разные директивы. Даже если список этих директив ничем не отличается.

А те, кто может ответить, аргументируют это так: мол, Google не воспринимает директиву Host и поэтому её нужно указывать только для Яндекса, и вот почему, мол, для яндексовского юзер-агента нужны отдельные директивы. Но я скажу так: если какой-то робот не воспринимает какую-то директиву, то он её просто проигнорирует. Так что лично я не вижу смысла указывать одни и те же директивы для разных роботов отдельно. Хотя, отчасти понимаю перестраховщиков.

Чем может грозить неправильно составленный роботс

Некоторые при создании сайта на WordPress ставят галочку, чтобы система закрывала сайт от индексации (и забывают потом убрать её). Тогда Вордпресс автоматом ставит вам такой роботс, чтобы поисковики не включали ваш сайт в индекс, и это — самая страшная ошибка. Те страницы, на которые вы намерены получать трафик, обязательно должны быть открыты для индексации.

Потом, если вы не закрыли ненужные страницы от индексации, в индекс может попасть, как я уже говорил выше, очень много мусора (ненужных страниц), и они могут занять в индексе место нужных страниц.

Вообще, если вкратце, неправильный роботс грозит вам тем, что часть страниц не попадет в поиск и вы лишитесь части посетителей.

Как правильно составить роботс

Как правильно составить роботс

У каждой поисковой системы есть свой User-Agent. Когда вы прописываете юзер-эйджент, то вы обращаетесь к какой-то определенной поисковой системе. Вот названия ботов поисковых систем:

  • Google: Googlebot
  • Яндекс: Yandex
  • Мэйл.ру: Mail.Ru
  • Yahoo!: Slurp
  • MSN: MSNBot
  • Рамблер: StackRambler

Это основные, которые включают ваш сайт в текстовые индексы поисковиков. А вот их вспомогательные роботы:

  1. Googlebot-Mobile — это юзер-агент для мобильных
  2. Googlebot-Image — это для картинок
  3. Mediapartners-Google — этот робот сканирует содержание объявлений AdSense
  4. Adsbot-Google — это для качества целевых страниц AdWords
  5. MSNBot-NewsBlogs – это для новостей MSN

Сначала в любом нормальном роботсе идет указание юзер-агента, а потом директивы ему.

Что нужно закрывать в нем

Всю эту хрень нужно закрыть от индексации:

  1. Страницы поиска. Обычно поиск генерирует очень много страниц, которые нам не будут нести трафика;
  2. Корзина и страница оформления заказа. Обычно они не должны попадать в индекс;
  3. Страницы пагинации. Некоторые мастера знают, как получать с них трафик, но если вы не профессионал, лучше закройте их;
  4. Фильтры и сравнение товаров могут генерировать мусорные страницы;
  5. Страницы регистрации и авторизации. На этих страницах вводится только конфиденциальная информация;
  6. Системные каталоги и файлы. Каждый ресурс включает в себя административную часть, таблицы CSS, скрипты. В индексе нам это все не нужно;
  7. Языковые версии, если вы не продвигаетесь в других странах и они нужны вам чисто для информации;
  8. Версии для печати.

Нужно ли использовать директиву Allow?

Крайне редко ей пользуюсь. Вообще, она нужна для того, чтобы разрешать роботу индексировать определенные страницы. Но он индексирует все, что не запрещено. Так что Allow я почти не использую. За исключением редких случаев, например, таких:

Допустим, у меня в роботсе закрыта категория /instrumenty/. Но страницу http://znet.ru/instrumenty/44.html я должен открыть для индексации.

В таком случае проблема будет решена. Как пишет Яндекс, «При конфликте между двумя директивами с префиксами одинаковой длины приоритет отдается директиве Allow». Короче, Allow я использую тогда, когда нужно перебить требования какой-то из директив Disallow.

Прочие рекомендации к составлению

Прочие рекомендации к составлению

Рекомендую соблюдать:

  • В одной строке — одна директива;
  • Без пробелов в начале строк;
  • Директива будет работать, только если написана целиком и без лишних знаков;
  • Как пишет сам Яндекс, «Если для данной страницы сайта подходит несколько директив, то робот выбирает последнюю в порядке появления в сортированном списке»;
  • Правильный код роботс должен содержать как минимум одну директиву Dissallow. Читайте еще: Как заработать на опросах в интернете.

Как проверить, правильно ли составлен файл

В Яндекс Вебмастере и Гугл Вебмастере есть инструмент, который поможет вам понять, правильно ли составлен роботс. Рекомендую обязательно проверять файл в этих сервисах перед размещением. В Яндекс Вебмастере вы также сможете добавить список страниц, чтобы проверить, разрешены ли они к индексации роботом.

Закажите продвижение сайта через форму и получите скидку 20%:









Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *